Разъяснения положений об уголовной ответственности за посягательства на природные богатства

Уголовная ответственность в сфере природопользования и охраны окружающей среды является одним из видов юридической ответственности, зарекомендовавшей себя как наиболее эффективный способ борьбы с экологическими правонарушениями, количество которых возрастает с каждым годом.

Экологическое преступление – это предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты [2].

Причинами экологических преступлений являются ошибочное мнение о неисчерпаемости природных ресурсов, высокая степень доходности от их использования, возрастающий спрос на природное сырье и др. Стремление получить максимальную прибыль зачастую приводит к нарушению технологий при разработке и добыче природных ресурсов, а также использованию устаревшего оборудования. Часто потери от таких преступлений являются невосполнимыми. В последнее время совершаются такие преступления, как незаконные разработка недр, добыча полезных ископаемых, рыбный промысел, охота, заготовка леса и др.

Объектом экологического преступления является окружающая среда, ее компоненты и здоровье человека.

Объективная сторона таких преступлений характеризуется действием либо бездействием лиц в случаях, когда активное поведение прямо предусматривается нормативно-правовой базой.

В качестве субъекта, привлекаемого к уголовной ответственности, может быть только дееспособное физическое лицо, по наибольшему составу преступлений достигшее возраста 16 лет.

Поскольку экологические преступления очень часто связаны с тем или иным видом производства, представляется целесообразным выделить физических лиц, совершающих преступления с использованием своего служебного положения в самостоятельную группу. Это лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности. Они, как правило, являются ответственными за выполнение конкретного вида работ, за технику безопасности на производстве, за охрану труда, охрану окружающей среды и др. Такие преступления обычно отличаются высокой общественной опасностью и причинением большого вреда.

Субъективная сторона выражает виновность лица, совершившего преступление. Большая часть преступлений, предусмотренных гл. 26 УК РФ ("Экологические преступления"), совершается с косвенным умыслом. Хотя нельзя недооценивать и другие формы вины, такие как прямой умысел, преступная халатность и небрежность.

Кроме объекта, субъекта, объективной и субъективной стороны необходимо также наличие причинной связи между действием (бездействием) и наступившими последствиями либо угрозой наступления таких последствий.

Все составы преступлений, предусмотренные действующим УК РФ и сформулированные по признаку выполняемых ими функций, относящихся к природопользованию и охране окружающей среды, в юридической литературе делят на три категории: специальные экологические составы, смежные и дополнительные [3] (рис. 10.10).

Применение норм уголовного законодательства продемонстрировало их сложность, неоднозначность толкования, трудности в сочетании с нормами других отраслей права и др. Все это явилось основанием для обобщения судебной практики и принятия ряда постановлений, способствующих своевременному и законному рассмотрению дел по экологическим преступлениям. К их числу следует отнести постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 № 26 "О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (статьи 253, 256 УК РФ)", от 18.10.2012 № 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования".

Необходимо также отметить, что при привлечении к уголовной ответственности суд может рассмотреть и иск о возмещении причиненного преступлением вреда. Этот иск рассматривается по правилам гражданского судопроизводства. Если потерпевший не заявит таких исковых требований при рассмотрении уголовного дела, то он может предъявить данный иск в дальнейшем как самостоятельный. Но в рамках уголовного дела размер вреда должен быть определен.

Ряд статей УК РФ предусматривает размер причиненного вреда в качестве квалифицирующего признака.

Кроме УК РФ, правое регулирование уголовной ответственности осуществляется и другими нормативными правовыми актами, в число которых входит международное законодательство. Например, континентальный шельф и исключительная экономическая зона не входят в состав территории государства. Но прибрежные государства имеют суверенные и исключительные права на их биологические и минеральные ресурсы, а также на все виды деятельности, связанные с разведкой, разработкой и сохранением данных ресурсов.

Применение уголовного закона на указанных территориях возможно лишь в том случае, когда преступление было связано с нарушением норм и правил по исследованию, разработке, сохранности морских и минеральных ресурсов этих районов. В остальном на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне действуют нормы и принципы международного права.

Важное значение имеет разграничение экологических преступлений от экологических правонарушений, за которые установлена административная ответственность. В случае возникновения трудностей в разграничении уголовно наказуемого деяния и административного правонарушения особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба.

В частности, разграничение уголовно наказуемой добычи водных животных и растений и аналогичного административного правонарушения необходимо проводить по признакам наличия крупного ущерба, применения самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления, а также по обстоятельствам места совершения деяния (места нереста или миграционные пути к ним, территории заповедника, заказника, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации).

Установление фактов нарушения законодательства об охране окружающей среды осуществляется органами прокуратуры в ходе общенадзорных и иных проверок, рассмотрения жалоб и заявлений граждан, обращений о защите экологических прав, органами внутренних дел, в том числе экологической милиции, а также при осуществлении различных форм экологическою контроля и надзора, проводимого органами и должностными лицами системы государственного экологического управления.

Старший помощник прокурора района                                 В.В. Кунафин

Адрес администрации

680547, Хабаровский край,
Хабаровский район,
с. Мичуринское
ул. Центральная, д.13

Права на материалы

Все права на материалы, опубликованные на настоящем сайте, принадлежат администрации Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района. 
Любое использование материалов и новостей сайта допускается только с  обязательной гиперссылкой на сайт Мичуринского сельского поселения.